Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью.Самое главное — помочь ребенку в адаптации к средней школе, обеспечить его психологическое благополучие. Памятка - рекомендация учителю, работающему с пятиклассниками:
1. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ;
- требования к ведению дневника.
2. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
- начинать урок со звонком;
- готовиться к уроку на перемене;
- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
- для развернутого ответа выходим к доске.
3. Урок заканчиваем со звонком, не задерживая детей.
4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помним, что домашняя работа должна принести чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте успех.
5. Учитель предметник должен помнить, что урок в 5-ом классе должен быть с частой сменой видов деятельности, обязательно включать физминутку.
6. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
7. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
8. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных по классу.
9. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (используйте индивидуальные методы работы с ребенком и его родителями). Не забывайте: «Учитель и ученики – союзники Обучение должно быть бесконфликтным».
Учитесь учить не уча.
|